КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СТИХОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al — при + litera — буква) — более частое, чем обычно, повторение в стихе одной и той же или сходных по звучанию согласных. Подробнее см. Девятую ступень.
АЛЬБОМНЫЕ СТИХИ — стихи, вписанные автором в чей-либо личный альбом. (В XIX веке большинство дворянок в России имело специальные альбомы для дружеских посланий.)
АМФИБРАХИЙ (от греч. аmphi — с обеих сторон + brachys — краткий) — трёхсложный метр, в котором сильным является второе место. Схема стопы: U — U. Подробнее см. Третью ступень.
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos — отражённый назад) — трёхсложный метр, в котором сильным является третье место. Схема стопы: U U — . Подробнее см. Третью ступень.
АССОНАНС (от фр. assonance — созвучие) — более частое, чем обычно, повторение в стихе одной и той же или сходных по звучанию гласных. Подробнее см. Девятую ступень.
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associare — соединять) — способность человеческого восприятия соединять одно явление с другим, связанном с первым сходством, противоположностью, близостью во времени или другими признаками. В литературе А. часто становится основой художественного образа. Подробнее см. Восьмую ступень.
БЕЛЫЕ СТИХИ — нерифмованные стихи. Подробнее см. Четвёртую ступень.
ВЕРЛИБР (от фр. vers libre — свободный стих) — текст, разбитый автором на строки определённой длины и потому признаваемый стихотворным. Подробнее см. Десятую ступень.
ВНУТРЕННИЕ РИФМЫ — рифмы, расположенные в середине стиха. Подробнее см. Четвёртую ступень.
ВОЛЬНЫЙ РАЗМЕР — размер, в котором стихи одного стихотворения имеют разное количество стоп. Подробнее см. Третью ступень.
ГЕРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ см. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, в которых ударение падает на четвёртый или пятый от конца слог (тканевые — заманивaя). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, в которых ударение падает на третий от конца слог (язвительной — мучительней). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ДАКТИЛЬ (греч. daktilos) — трёхсложный метр, в котором сильным является первое место. Схема стопы: — U U. Подробнее см. Третью ступень.
ЖЕНСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, в которых ударение падает на второй от конца слог (наука — скука). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка, переворачивание) — перестановка слов в стихе относительно их обычного расположения в фразе. Подробнее см. Вторую ступень.
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare — громко произносить) — особенности произнесения текста.
КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА — порядок рифмовки в строфе, при котором первый стих рифмуется с последним, а остальные — друг с другом. Подробнее см. Пятую ступень.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — образ человека (редко — животного или вещи), от лица которого написано стихотворение. Подробнее см. Восьмую ступень.
МАДРИГАЛ (от провансальского mandre — пастух) — первоначально пастушеская песня; позднее — хвалебное стихотворение, чаще обращённое к возлюбленной.
МЕСТО — единица стихотворного метра, равная одному слогу. Сильное место предназначается для ударного а слабое — для безударного слога. Подробнее см. Третью ступень.
МЕТАФОРА (от греч. metaphora — перенос)- литературный приём; описание предмета или явления путём называния свойств другого, похожего предмета или явления (их сходство может быть как реальным, так и вымышленным, например: вишнёвая метель — опадающие лепестки вишни по цвету похожи на снежинки; солнце смеётся — солнцу приписывается сходство с человеком).
МЕТОНИМИЯ (от греч. metonymia — переименование) — литературный приём; называние одного предмета вместо другого, основанное на их соприкосновении в пространстве или во времени (выпить стакан вместо: выпить содержимое стакана).
МЕТР (от греч. metron — мера) — каждый из пяти вариантов расположения сильного и слабых мест внутри стопы. Подробнее см. Третью ступень.
МУЖСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, оканчивающимися на ударный слог (дом — сапогом). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ — отображение внутреннего мира автора и героев при помощи описания событий, пейзажей, интерьеров, внешности человека, его поступков, чувств и мыслей. Подробнее см. Восьмую ступень.
ПАМФЛЕТ — злободневное сатирическое сочинение, высмеивающее политиков.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА — порядок рифмовки, при котором рифмуются два соседних стиха. Подробнее см. Пятую ступень.
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА — порядок рифмовки, при котором стихи рифмуются через один: чётные — с чётными, нечётные — с нечётными. Подробнее см. Пятую ступень.
ПЕРЕНОС — перенесение части фразы (словесный перенос) или части слова (слоговой перенос) в начало следующего стиха. Подробнее см. Вторую ступень.
ПИРРИХИЙ (от греч. pirrhichios) — двусложная стопа, состоящая из безударных слогов. Схема: UU. Подробнее см. Третью ступень.
ПОЭЗИЯ (от греч. poiesis — создаю, творю») 1. Художественная литература. 2. В ХХ веке — художественная литература, написанная стихами. Подробнее см. Первую ступень.
РАЗМЕР — см. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР.
РИТМ —см. СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ.
РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — полное или частичное совпадение звуков в конце стиха, начиная с последней ударной гласной. Подробнее см. Четвёртую ступень.
СВОБОДНЫЙ СТИХ — см. ВЕРЛИБР.
СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche) — частный случай метонимии: называние предмета по его части. Стучат каблучки, т. е. идущая женщина стучит каблуками туфель.
СКВОЗНАЯ РИФМА — рифма, неоднократно повторяющаяся в стихотворении. Подробнее см. Четвёртую ступень.
СПОНДЕЙ (от греч. spondeios) — двусложная стопа, состоящая из ударных слогов. Схема: — —. Подробнее см. Третью ступень.
СТИХ (от греч. stichos — «ряд, строка») — строка стихотворного текста. Подробнее см. Первую ступень.
СТИХИ 1. Один из двух способов построения художественной речи, который отличается от прозы делением текста на строки определённой длины. 2. Небольшое по объёму стихотворное произведение (синоним: «стихотворение»). 3. Художественная литература, написанная стихами (синоним: «поэзия»). Подробнее см. Вторую ступень.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ 1. Процесс написания стихов. 2. Совокупность приёмов, которые используются при написании стихов.
СТИХОТВОРЕНИЕ — текст небольшого объёма, разбитый автором на стихи. Подробнее см. Десятую ступень.
СТИХОТВОРНАЯ ФОРМА — все особенности, отличающие стихи от прозы (деление текста на строки, метр, рифма, переносы, строфика и др.).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — вариант метра, который отличается от других количеством стоп в стихе. Подробнее см. Третью ступень.
СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — предсказуемый повтор элементов в стихотворении. При описании русскоязычной поэзии под ритмом чаще всего подразумеваются особенности чередования в стихах ударных и безударных слогов. Подробнее см. Третью ступень.
СТОПА — термин силлабо-тонической системы стихосложения: группа из одного сильного и одного или двух слабых мест. Подробнее см. Третью ступень.
СТРОФА (от греч. strophe — кружение, оборот) — повторяющаяся в стихотворном произведении группа из двух или более стихов определённого размера. Подробнее см. Пятую ступень.
ТРОП (от греч. tropos) — общее название нескольких литературных приёмов (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, и др.), основанных на употреблении слова или фразы в переносном значении.
ХОРЕЙ (от греч. choros — хор) — двусложный метр, в котором первое место сильное, а второе — слабое. Схема стопы: — U. Подробнее см. Третью ступень.
ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рубка, рассечение) — пауза в определённом месте стиха, повторяющаяся в большинстве стихов произведения. Подробнее см. Вторую ступень.
ШЕДЕВР (от фр. chef d’oeuvre) — образцовая вещь, наивысшее достижение искусства.
ШТАМП (от ит. stampa — печать, штамп) — закрепившееся в языке словосочетание, которое прямо или иносказательно называет свойства чувства, явления или предмета. Подробнее см. Двенадцатую ступень.
ЭПИГРАММА (от греч. epigramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее недостатки конкретного человека.
ЯМБ (от греч. iambos)- двусложный метр, в котором первое место слабое, а второе — сильное.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al — при + litera — буква) — более частое, чем обычно, повторение в стихе одной и той же или сходных по звучанию согласных. Подробнее см. Девятую ступень.
АЛЬБОМНЫЕ СТИХИ — стихи, вписанные автором в чей-либо личный альбом. (В XIX веке большинство дворянок в России имело специальные альбомы для дружеских посланий.)
АМФИБРАХИЙ (от греч. аmphi — с обеих сторон + brachys — краткий) — трёхсложный метр, в котором сильным является второе место. Схема стопы: U — U. Подробнее см. Третью ступень.
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos — отражённый назад) — трёхсложный метр, в котором сильным является третье место. Схема стопы: U U — . Подробнее см. Третью ступень.
АССОНАНС (от фр. assonance — созвучие) — более частое, чем обычно, повторение в стихе одной и той же или сходных по звучанию гласных. Подробнее см. Девятую ступень.
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associare — соединять) — способность человеческого восприятия соединять одно явление с другим, связанном с первым сходством, противоположностью, близостью во времени или другими признаками. В литературе А. часто становится основой художественного образа. Подробнее см. Восьмую ступень.
БЕЛЫЕ СТИХИ — нерифмованные стихи. Подробнее см. Четвёртую ступень.
ВЕРЛИБР (от фр. vers libre — свободный стих) — текст, разбитый автором на строки определённой длины и потому признаваемый стихотворным. Подробнее см. Десятую ступень.
ВНУТРЕННИЕ РИФМЫ — рифмы, расположенные в середине стиха. Подробнее см. Четвёртую ступень.
ВОЛЬНЫЙ РАЗМЕР — размер, в котором стихи одного стихотворения имеют разное количество стоп. Подробнее см. Третью ступень.
ГЕРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ см. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, в которых ударение падает на четвёртый или пятый от конца слог (тканевые — заманивaя). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, в которых ударение падает на третий от конца слог (язвительной — мучительней). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ДАКТИЛЬ (греч. daktilos) — трёхсложный метр, в котором сильным является первое место. Схема стопы: — U U. Подробнее см. Третью ступень.
ЖЕНСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, в которых ударение падает на второй от конца слог (наука — скука). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка, переворачивание) — перестановка слов в стихе относительно их обычного расположения в фразе. Подробнее см. Вторую ступень.
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare — громко произносить) — особенности произнесения текста.
КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА — порядок рифмовки в строфе, при котором первый стих рифмуется с последним, а остальные — друг с другом. Подробнее см. Пятую ступень.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — образ человека (редко — животного или вещи), от лица которого написано стихотворение. Подробнее см. Восьмую ступень.
МАДРИГАЛ (от провансальского mandre — пастух) — первоначально пастушеская песня; позднее — хвалебное стихотворение, чаще обращённое к возлюбленной.
МЕСТО — единица стихотворного метра, равная одному слогу. Сильное место предназначается для ударного а слабое — для безударного слога. Подробнее см. Третью ступень.
МЕТАФОРА (от греч. metaphora — перенос)- литературный приём; описание предмета или явления путём называния свойств другого, похожего предмета или явления (их сходство может быть как реальным, так и вымышленным, например: вишнёвая метель — опадающие лепестки вишни по цвету похожи на снежинки; солнце смеётся — солнцу приписывается сходство с человеком).
МЕТОНИМИЯ (от греч. metonymia — переименование) — литературный приём; называние одного предмета вместо другого, основанное на их соприкосновении в пространстве или во времени (выпить стакан вместо: выпить содержимое стакана).
МЕТР (от греч. metron — мера) — каждый из пяти вариантов расположения сильного и слабых мест внутри стопы. Подробнее см. Третью ступень.
МУЖСКАЯ РИФМА — рифма, образованная словами, оканчивающимися на ударный слог (дом — сапогом). Подробнее см. Четвёртую ступень.
ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ — отображение внутреннего мира автора и героев при помощи описания событий, пейзажей, интерьеров, внешности человека, его поступков, чувств и мыслей. Подробнее см. Восьмую ступень.
ПАМФЛЕТ — злободневное сатирическое сочинение, высмеивающее политиков.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА — порядок рифмовки, при котором рифмуются два соседних стиха. Подробнее см. Пятую ступень.
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА — порядок рифмовки, при котором стихи рифмуются через один: чётные — с чётными, нечётные — с нечётными. Подробнее см. Пятую ступень.
ПЕРЕНОС — перенесение части фразы (словесный перенос) или части слова (слоговой перенос) в начало следующего стиха. Подробнее см. Вторую ступень.
ПИРРИХИЙ (от греч. pirrhichios) — двусложная стопа, состоящая из безударных слогов. Схема: UU. Подробнее см. Третью ступень.
ПОЭЗИЯ (от греч. poiesis — создаю, творю») 1. Художественная литература. 2. В ХХ веке — художественная литература, написанная стихами. Подробнее см. Первую ступень.
РАЗМЕР — см. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР.
РИТМ —см. СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ.
РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — полное или частичное совпадение звуков в конце стиха, начиная с последней ударной гласной. Подробнее см. Четвёртую ступень.
СВОБОДНЫЙ СТИХ — см. ВЕРЛИБР.
СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche) — частный случай метонимии: называние предмета по его части. Стучат каблучки, т. е. идущая женщина стучит каблуками туфель.
СКВОЗНАЯ РИФМА — рифма, неоднократно повторяющаяся в стихотворении. Подробнее см. Четвёртую ступень.
СПОНДЕЙ (от греч. spondeios) — двусложная стопа, состоящая из ударных слогов. Схема: — —. Подробнее см. Третью ступень.
СТИХ (от греч. stichos — «ряд, строка») — строка стихотворного текста. Подробнее см. Первую ступень.
СТИХИ 1. Один из двух способов построения художественной речи, который отличается от прозы делением текста на строки определённой длины. 2. Небольшое по объёму стихотворное произведение (синоним: «стихотворение»). 3. Художественная литература, написанная стихами (синоним: «поэзия»). Подробнее см. Вторую ступень.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ 1. Процесс написания стихов. 2. Совокупность приёмов, которые используются при написании стихов.
СТИХОТВОРЕНИЕ — текст небольшого объёма, разбитый автором на стихи. Подробнее см. Десятую ступень.
СТИХОТВОРНАЯ ФОРМА — все особенности, отличающие стихи от прозы (деление текста на строки, метр, рифма, переносы, строфика и др.).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — вариант метра, который отличается от других количеством стоп в стихе. Подробнее см. Третью ступень.
СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — предсказуемый повтор элементов в стихотворении. При описании русскоязычной поэзии под ритмом чаще всего подразумеваются особенности чередования в стихах ударных и безударных слогов. Подробнее см. Третью ступень.
СТОПА — термин силлабо-тонической системы стихосложения: группа из одного сильного и одного или двух слабых мест. Подробнее см. Третью ступень.
СТРОФА (от греч. strophe — кружение, оборот) — повторяющаяся в стихотворном произведении группа из двух или более стихов определённого размера. Подробнее см. Пятую ступень.
ТРОП (от греч. tropos) — общее название нескольких литературных приёмов (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, и др.), основанных на употреблении слова или фразы в переносном значении.
ХОРЕЙ (от греч. choros — хор) — двусложный метр, в котором первое место сильное, а второе — слабое. Схема стопы: — U. Подробнее см. Третью ступень.
ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рубка, рассечение) — пауза в определённом месте стиха, повторяющаяся в большинстве стихов произведения. Подробнее см. Вторую ступень.
ШЕДЕВР (от фр. chef d’oeuvre) — образцовая вещь, наивысшее достижение искусства.
ШТАМП (от ит. stampa — печать, штамп) — закрепившееся в языке словосочетание, которое прямо или иносказательно называет свойства чувства, явления или предмета. Подробнее см. Двенадцатую ступень.
ЭПИГРАММА (от греч. epigramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее недостатки конкретного человека.
ЯМБ (от греч. iambos)- двусложный метр, в котором первое место слабое, а второе — сильное.
Подробнее на сайте: