[j] Этой статьей я открываю рубрику «В помощь начинающему писателю» настоящего сайта. Обращаясь к начинающему писателю, я отнюдь не имею в виду то, что мое обращение предполагает юную аудиторию. Любое дело, если оно полезно окружающим начинать никогда не поздно и не рано. Если же начинание порождено необходимостью, внутренней потребностью, а не сиюминутным порывом то в этом случае к нему следует отнестись с должным вниманием, усердием и аккуратностью. Однако не следует забывать - любое дело требует определенных знаний, навыка и глубокого осмысления, а коли речь идет об искусстве, а тем более о краеугольном камне его - поэзии, то следует быть очень осторожным и щепетильным.
В конце статьи, Вы можете воспользоваться ссылкой, с помощью которой скачаете книгу Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста». Думаю, прочитав ее у многих понимание, восприятие и творческие возможности значительно возрастут. В дальнейшем на предлагаемом сайте будут размешаться книги самых выдающихся критиков и исследователей, как прошлого, так и настоящего в области литературы и в частности поэзии. Именно поэтому в предлагаемой статье вопросы о законах и правилах построения поэтического текста не рассматриваются. Автор ставит перед собой иную, менее ответственную, задачу. На примере одного своего стихотворения из поэтического сборника «Гербарий» постараюсь показать глубину смысла и ощущений поэтического текста. Этим самым надеюсь, будет выполнена основная цель настоящей статьи – обратить внимание читателя и писателя на то, что поверхностное отношение к поэзии недопустимо, и бессмысленно.
В качестве примера рассмотрим на первый взгляд довольно простое стихотворение.
Привожу его полный текст.
Кукушка, кукушка, о чём ты кукуешь,
Неужто ты знаешь, кому сколько жить?
Не мне ль, бесприданница, нынче колдуешь,
А вдруг поперхнёшься — и прервана нить?
Клубок из мгновений не просто мотался
Прядь в струпьях узлов, как гороха стручок.
Взбирался, срывался, любил, расставался...
А ниточка тянется, скачет челнок.
Твоим предсказаньям не верю, блудница
И всё же считаю, считаясь глупцом.
Кукуй же, родная, кукуй сколько сможешь,
А лишнее будет, — сочтёмся с птенцом.
Давайте внимательно рассмотрим смысловую нагрузку стихотворения. О чем идет речь? Первое восприятия стихотворения вроде бы наталкивает читателя на эдакую идиллию. Некто пришел в лес, услышал кукушку, вспомнил о примете, мол сколько кукушка прокукует, столько и лет осталось жить. Простая, обыденная, вроде ситуация, не очень-то и поэтический сюжет. Но не спешите с выводами. Прочтем стихотворение еще один раз, и проанализируем его составляющие.
В первой строфе дважды повторяется обращение: Кукушка, кукушка.… В каких жизненных ситуациях мы повторяем многократно одно и то же слово или фразу? Обычно это делают в следующих ситуациях: хотят привлечь к себе или к чему-либо внимание (…смотрите, смотрите, солнце затемняется луной!), призывают людей следовать за собой или повторять их какое-либо действие (За мной, вперед за мной!). В нашем случае два собеседника – прохожий и кукушка. Следовательно, один из них старается обратить на себя внимание, привлечь к себе. Читаем далее: …о чем ты кукуешь…. Если бы речь шла об обыденной ситуации, то пожалуй следовало бы сказать «зачем ты кукуешь, и этим самым подтвердить свои опасения связанные с предсказанием кукушки. Но в тексте используется вопрос именно «о чем ты кукуешь». Из этого можно сделать вывод – человек, старается привлечь к себе внимание, и вступить в диалог с кукушкой и это подтверждается второй строфой стихотворения:
«Неужто ты знаешь, кому сколько жить?».
Просторечное слово «неужто» подсказывает, что прохожий – обыденный человек, один из нас, и он вступает в спор с кукушкой, которая навязывает ему (нам) свое утверждение или даже свои правила. И уже на этом этапе возникает сомнение – с кукушкой ли говорит прохожий, или с кем-нибудь другим, которого он называет кукушкой. Не зря же строфа заканчивается словами «кому сколько жить, врядли здравомыслящий и уважающий себя человек ставил бы себя в один ряд с невзрачной и бесполезной птицей. В недоумении он, словно бы спрашивая собеседника, а кто же он таков, что вправе диктовать свою волю и делать попытки манипулировать им:
«Не мне ль, бесприданница, нынче колдуешь,
А вдруг поперхнёшься — и прервана нить?
Бесприданницей называет прохожий своего собеседника, то есть по большому счету человеком, за душой которого нет ничего. Более того, собеседник прохожего не пророк, а кто-то из тех, кто возомнил себя таковым. Именно для этой цели
написана последняя строфа первого стиха.
Следующие четыре строфы повествуют о жизни прохожего. Как видим из текста, жизнь его обычна, так о себе может рассказать практически любой человек.
Наличие поставленных в один ряд глаголов «мотался», взбирался», «срывался», «любил», «расставался», - есть не что иное, как признак движения, развития или, попросту говоря, признаки жизни человеческой. Из этого делаем вывод: наш прохожий есть представитель каждого из нас, он олицетворяет какую-то группу социальную группу или, что вполне вероятно, народ.
Последние четыре строфы стиха можно расценивать как результат бесконечного противостояния, спора. Также в этих строфах заложен некоторый результат совместного сосуществования ведущего и ведомого.
Прохожий заявляет: «Твоим предсказаньям не верю блудница». Этими словами выражено несогласие его с действиями того, кто пытается им манипулировать в своих интересах. И все же он (прохожий) с сожалением вынужден констатировать:
«и все же считаю, считаясь глупцом» - тот неоспоримый факт, что постоянное насильственное воздействие на его характер, быт, мировоззрение и прочее, возымели негативное воздействие на него. И это совершенно логично. Ведь дело мы имеем не с какой-либо уникальной личностью, а с обычным, простым человеком. И вот последние слова прохожего «А лишнее будет, - сочтемся с птенцом. Это значит, что он наберется терпения, будет накапливать и сохранять свои надежды, и придет время, изменится ситуация, появится новый, изменится жизнь к лучшему.
Нужно жить и надеяться.
И все же, возникает вопрос, кто же они – прохожий и кукушка. В тексте об этом нет ни одного указания. Ответ прост, это народ и его правительство, начальник и подчиненный, учитель и ученик, отец и ребенок, муж и жена или попросту друзья и товарищи.
В заключение хочется добавить лишь одно. Читайте поэзию, вникайте в смысл, заложенный поэтом и Вы очутитесь в чудесном мире слова, Вы ощутите его бездонность и красоту.
Несколько слов о хороших стихах:
советы начинающим поэтам
Хороши ли мои стихи? Наверное, нет ни одного поэта, которого не волновал бы этот вопрос. Критериев, определяющих качество стихотворного произведения довольно много: это и ритм, и рифма, и размер, и сюжет. Однако даже соблюдение всех стихотворных канонов еще не гарантирует того, что из-под вашего пера вышел шедевр. Бывает, что поэты по несколько раз переписывают свои творения, оттачивая рифму и слог, а на выходе все равно получаются посредственные, выхолощенные стихотворения.
Наверное, описать структуру идеального стиха невозможно. Однако существует ряд приемов, которые позволяют с большой долей достоверности определить, что же у вас получилось: шедевр или нечто ему противоположное.
1. Главное в хороших стихах – чувства, обнажение сущности души. Если то, что вы пытались выразить, понятно не только вам, но и большинству окружающих, значит, стихотворение удалось. Проверить это просто – дайте прочитать стихотворение разным людям, а потом спросите, какие чувства, по их мнению, хотел передать автор? Ответ подскажет, достигнут ли желаемый эффект или над стихотворением надо еще поработать.
2. Хорошие стихи могут повествовать о событиях, чувствах или явлениях известных всем, но демонстрируются они с абсолютно неожиданной стороны. Читателя такие стихи привлекают, с одной стороны, сопричастностью к описанным событиям, а с другой – открытием новых граней пережитого.
3. Одни стихи «цепляют» людей, другие оставляют читателей равнодушными. Не бойтесь публиковать свои стихи в социальных сетях, на специализированных сайтах – и наблюдайте за реакцией. Анализируя, почему одно стихотворение разлетелось по страничкам ваших друзей, а другое осталось незамеченным, вы гораздо быстрее сможете нащупать свою нишу в стихосложении.
4. Попробуйте пропеть свое стихотворение на любой мотив. Если оно легко ложится на музыку, значит, его ритмический рисунок безупречен. Споткнулись хотя бы один раз – на лицо ритмическая ошибка, которая при чтении способна погубить хорошее впечатление от стихотворения.
5. Название хорошего стиха заключает основную тональность, главный посыл произведения.
Не стоит его «вымучивать» – если название не пришло сразу, оставьте стихотворение без него. Это вполне допустимо.
Словарь рифм
Установив предлагаемую програмку, которая практически не занимает места на компьютере, вы сможете с ее помошью подобрать рифму к любому слову. Помимо этого программа расширяет возможности при создании поэтических и прозаических текстов. Время скачивания 1-3 секунды.
Внимание!
При скачивании установочного файла, файлообменник выдаст сообщение о том, что скачиваемый файл может содержать вирусы. Не обращайте внимания на это сообщение, и продолжайте процесс закачки. Дело в том, что многие антивирусные программы установочные файлы exe принимают за вирусную программу. Мною программа многократно проверена, и к исполбзованию вполне пригодна.
Ссылка для скачивания
http://piit.ucoz.ru/RhymesSetup.exe
http://piit.ucoz.ru
<!--Каталог i-vd.org.ru-->
<a href="http://www.arwshop.ru/" target="_blank">Скрипт интернет-магазина</a>
<!--END OF Каталог i-vd.org.ru-->
target="_blank" rel="nofollow"> style="width:88px; height:31px; border:0;" alt="Яндекс.Метрика" title="Яндекс.Метрика: данные за сегодня (просмотры, визиты и уникальные посетители)" onclick="try{Ya.Metrika.informer({i:this,id:7356151,type:0,lang:'ru'});return false}catch(e){}"/>